Должная осмотрительность: алгоритм проверки коонрагента в соотсветсвии с письмом ФНС

Должная осмотрительность: алгоритм проверки коонрагента в соотсветсвии с письмом ФНС

 

Руководствуясь письмом ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20268@, можно предложить следующий алгоритм проверки контрагента:

 

1) воспользоваться общедоступными электронными сервисами;

2) получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте;

3)  запросить у контрагента документы (заверенные копии).

 

Шаг 1: пользуемся общедоступными сервисами

 

Прежде всего, можно воспользоваться общедоступными электронными сервисами на сайте ФНС (http: //www.nalog.ru/):

- "Сведения о государственной регистрации юридических лиц" (http://egrul.nalog.ru/). Если организация существует, будут доступны сведения о ее ОГРН, ИНН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД. Если организации в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя, так как налогоплательщик не сможет не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента (п. 3 ст. 49 ГК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10230/10);

- "Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке" (https: //service.nalog.ru/svl.do). По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;

- "Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года" (https://service.nalog.ru/zd.do);

- "Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами" http://service.nalog.ru/addrfind.do);"Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ" (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/). Такое решение налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры (п. 2 ст. 64.2, ст. 419 ГК РФ).

Кроме того, не будет лишним проверить потенциального партнера по официальным базам данных:

- fedresurs.ru - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц - проверка сведений о реорганизации, ликвидации, банкротстве, стоимости чистых активов, наличии действующих лицензий и т.д.;

- rnp.fas.gov.ru - ФАС России - реестр недобросовестных поставщиков;

- arbitr.ru - сайт Высшего арбитражного суда РФ - в разделе "Банк решений арбитражных судов" возможен поиск судебных актов по наименованию сторон;

- fssprus.ru/iss/ip/ - ФССП России - Банк данных исполнительных производств;

- информационные центры МВД России - реестр дисквалифицированных руководителей.

 

Юристы ООО “Успешный старт” обращают внимание, что копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте следует распечатать или сохранить. Это поможет доказать, что организация действительно проводила проверку контрагента до заключения сделки с ним.

Кроме того, целесообразно сделать копии рекламных буклетов партнера, листовок, распечатку сайта, электронного письма контрагента, фотографии рекламных стендов и т.п.

 

Шаг 2: получаем выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте

 

Для того чтобы получить выписку на бумаге, необходимо:

1) оплатить предоставление выписки в размере:

- 200 руб. за предоставление выписки на бумаге в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса;

- 400 руб. за предоставление выписки на бумаге на следующий рабочий день со дня подачи запроса;

2) подать в любую ИФНС:

- письменный запрос о предоставлении выписки, составленный в произвольной форме. В запросе необходимо обязательно указать наименование интересующей организации, ее ОГРН и ИНН, а также наименование, ОГРН, ИНН запрашивающей организации, номер контактного телефона, почтовый адрес или адрес электронной почты. Если необходимо получить выписку лично (руководитель организации или представитель организации по доверенности), то это необходимо указать в заявлении. В случае если в заявлении способ получения выписки не указан, она будет направлена вам по почте;

- платежное поручение, подтверждающее оплату предоставления выписки.

Документы в ИФНС подаются любым из следующих способов:

- лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности);

- по почте ценным письмом с описью вложения.

Выписку в форме электронного документа можно получить бесплатно с помощью электронного сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", размещенного на сайте ФНС (https://service.nalog.ru/vyp/), по данным ОГРН организации. Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации предоставляется в виде документа в формате PDF и содержит усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при их распечатывании. Такой документ равнозначен "бумажной" выписке (справке), подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

Однако воспользоваться этим сервисом могут лица:

- зарегистрированные на сайте ФНС России;

- имеющие доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика".

 

Юристы ООО “Успешный старт” обращают внимание, что наличие только выписки из ЕГРЮЛ не подтверждает проявление должной осмотрительности, так как при выборе контрагента следует учитывать совокупность критериев оценки налоговых рисков, которые могут быть связаны с его деятельностью.

 

Шаг 3: запрашиваем у контрагента документы (их копии)

 

Проверяющие советуют запросить у контрагента следующие документы:

- устав организации;

- свидетельство о государственной регистрации организации;

- свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;

- решение об избрании (назначении) руководителя организации;

- вторую и третью страницы паспорта руководителя организации. Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом "Проверка по списку недействительных российских паспортов" на сайте ФМС России (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000). Тем не менее данное требование многие партнеры игнорируют, так как в целях подтверждения полномочий руководителя компании достаточно запросить у контрагента копии решения (протокола общего собрания) о назначении единоличного исполнительного органа, приказа о вступлении в должность руководителя организации и выписки из ЕГРЮЛ, которая и содержит фамилию, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

- лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Кроме того, информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов, однако проверка наличия специальных разрешений может указывать лишь на несоблюдение требований соответствующего законодательства, но никак не свидетельствовать о нарушении налоговых норм и, соответственно, не может иметь налоговые последствия, если на это прямо не указано в налоговом законодательстве;

- бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляет бухгалтерскую отчетность в органы статистики).

Также можно истребовать у контрагента копии налоговых деклараций, в том числе по НДС, банковские выписки по расчетному счету.

 

Проверка полномочий представителей

 

На наш взгляд, обязательно необходимо проверить полномочия представителей компании-контрагента при исполнении сделки и при подписании счетов-фактур, так как подписание счетов-фактур неуполномоченными лицами лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС, при этом реальность поставки не является определяющим условием для получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде соответствующих вычетов по НДС.

Что касается оформления товарных накладных с отдельными недочетами, дело обстоит проще. Арбитры считают, что отсутствие в отдельных товарных накладных наименования должностей лиц грузополучателя не препятствует признанию таких накладных доказательствами принятия на учет приобретенного товара в целях осуществления налогоплательщиком вычетов по НДС, поскольку даже при таких обстоятельствах товарные накладные позволяют достоверно установить факт осуществления хозяйственной операции, а отсутствующие реквизиты с учетом их значения не влияют на подтверждение этого факта.

 

Юристы ООО “Успешный старт” обращают внимание, что не будут считаться доказательствами проявления должной осмотрительности и осторожности документы, которые:

- контрагент не заверил надлежащим образом;

- контрагент представил (либо налогоплательщик получил) после совершения сделки.

 

 

Результаты проверки можно оформить справкой, приложив к ней полученные (распечатанные) документы о контрагенте, либо хранить в деле контрагента. Совокупность мероприятий по проверке контрагента можно закрепить, например, в регламенте "Положение о порядке подготовки, согласования, заключения, учета, хранения и контроля исполнения договоров”

 

 

     Если у Вас есть/остались вопросы – позвоните нам, юристам, (812) 980-38-49. Звонок бесплатный. Можно написать нам в чат, который слева располагается. Мы ответим на Ваши вопросы.