Отказ в регистрации из-за указания адреса массовой регистрации

Адрес массовой регистрации юридических лиц; Отказ в регистрации

Вопрос: Вправе ли налоговая инспекция (регистрирующий орган) отказать организации в регистрации юридического лица, основываясь на подтвержденной информации о том, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна, при условии, что заявителем представлен в регистрирующий орган исчерпывающий пакет документов?

Ответ Д.В.Комарова, государственного советника 3 класса, РФ: Считаем, что регистрирующий орган, установив, что заявителем при регистрации фактически указан адрес массовой регистрации (обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна), вправе считать представленные заявителем сведения недостоверными и отказать в государственной регистрации юридического лица.

Обоснование: В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

Подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Приведенные положения не устанавливают такого основания для отказа в государственной регистрации, как совпадение указанного в заявлении о государственной регистрации адреса места нахождения юридического лица с адресом места регистрации иных юридических лиц (адресом массовой регистрации).

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 08.08.2008 N А19-15892/07-Ф02-3742/08 пришел к выводу, что совпадение указанного в заявлении о государственной регистрации адреса места нахождения юридического лица с адресом места регистрации иных юридических лиц не свидетельствует о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких постоянно действующих исполнительных органов различных юридических лиц по одному адресу.

Тем не менее согласно пп. 1 ч. 2 и ч. 3, 4 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган, на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "Организация выбыла", "За истечением срока хранения" и т.п.). При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемом вопросе регистрирующий орган, установив, что заявителем при регистрации фактически указан адрес массовой регистрации (обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна), вправе считать представленные заявителем сведения недостоверными и отказать в государственной регистрации юридического лица (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 N 08АП-1443/2014 по делу N А70-12216/2013).