Регистрация ООО: практические аспекты

Регистрация ООО; Практические трудности при регистрации;
местонахождение юридического лица

Оглавление

Нормативно-правовое регулирование

Местонахождение общества

Жилое помещения как место нахождения ЮЛ

 

Государственная регистрация юридического лица - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, иных сведений об организации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Функцию по регистрации общества с ограниченной ответственностью, а также регистрацию иных юридических лиц в настоящее время осуществляет Федеральная налоговая служба РФ.

Процесс создания общества выглядит следующим образом:

- разработка устава общества и в установленных случаях договора об учреждении;

- созыв общего собрания учредителей;

- оплата долей в уставном капитале;

- предоставление заявления по форме Р11001 и пакета документов в налоговый орган;

- регистрация.

При создании в регистрирующий орган представляются:

- нотариально заверенное, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), в случае если одним из учредителей является юридическое лицо;

- квитанция об уплате государственной пошлины;

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.

По закону регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Практические трудности при регистрации

На практике при создании ООО возникает ряд трудностей. Наиболее частые ошибки встречаются в момент выбора места нахождения общества. Как правило, местом нахождения общества считается место его государственной регистрации. Согласно законодательству государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Зачастую адрес ООО, указываемый в заявлении на регистрацию, не совпадает с реальным расположением общества. Это связано с тем, что, например, производство может находиться в труднодоступном районе и для облегчения доставки корреспонденции и иного сообщения учредители указывают, как правило, адрес будущего места нахождения офиса (представительства) общества или просто место жительства лица, являющегося исполнительным органом. Это может быть как собственное помещение, так и арендованное.

На практике встречаются случаи, когда регистрирующий орган проверяет информацию о том, действительно ли вновь создаваемое общество будет находиться по указанному адресу. Ситуация осложняется еще и тем, что при подаче заявления о регистрации самого общества еще не существует, а значит, в заявлении указывается планируемый, предполагаемый адрес общества. И это вполне понятно - ведь договор аренды не может быть заключен с еще не существующим субъектом. Единственным документальным подтверждением намерения учредителя разместить создаваемое им общество по указанному адресу будет являться гарантийное письмо от собственника помещения или предварительный договор аренды помещения, что является недопустимым (невозможно заключить договор с еще не существующим субъектом). Кроме гарантийного письма или предварительного договора аренды налоговый орган может запросить также свидетельство, подтверждающее право собственности на помещение лица, которое в будущем будет арендодателем, заверенную копию договора аренды, в случае если помещение будет сдаваться в субаренду. Иногда, в случае если собственником помещения является юридическое лицо, регистратор требует копии учредительных документов последнего, а также может потребовать от заявителя привести в инспекцию ФНС РФ представителя собственника для личного подтверждения наличия договоренности относительно сдачи в аренду помещения или организовать выездную проверку по адресу, указанному в заявлении, в нарушение пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ.

Еще одним видом проверки, осуществляемой ФНС РФ при государственной регистрации ООО, является установление возможности арендодателя сдавать помещение в аренду или субаренду, не нарушая при этом санитарной нормы метража на каждого сотрудника (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118). В случае нарушения данного постановления налоговый орган рассматривает заключенный договор аренды как недействительный, а следовательно, адрес создаваемого общества считает неподтвержденным. Таким образом, ФНС РФ, в лице ее отдельных подразделений, берет на себя функции Роспотребнадзора, к тому же не всегда правильно применяет положения гражданского законодательства об аренде.

Такое поведение Федеральной налоговой службы основывается на внутренних НПА (регламентах, методиках, письмах, разъяснениях) с грифом ДСП (для служебного пользования), которые недоступны широкому кругу лиц даже для ознакомления.

В п. «а» ст. 12 федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяется закрытый перечень документов, предоставляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. В данный перечень не входят дополнительные документы, подтверждающие заключение в будущем договора аренды помещения, о котором говорилось выше в виде гарантийного письма от собственника помещения, либо предварительного договора аренды между учредителем (учредителями) и собственником помещения и др. Предоставление данных документов может осуществляться только по доброй воле учредителей или иных лиц, подающих заявление о государственной регистрации. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления иных, не входящих в закрытый перечень, определенный законодателем, документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица.

При регистрации юридического лица налоговый орган вправе лишь направить запрос собственнику помещения с просьбой о подтверждении того, имело ли место согласие собственника на предоставление помещения для регистрации в нем юридического лица. Если выясняется, что собственник такого согласия не давал и, более того, был против регистрации организации по данному адресу, регистрирующий орган может отказать в регистрации юридического лица.

Основанием для отказа в регистрации общества служит довод регистрирующего органа о том, что заявителем при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица были представлены недостоверные сведения о месте нахождения общества и из этого следует, что заявитель не представил необходимые документы, предусмотренные федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (пп. «а» п. 1 ст. 23).

В настоящий момент основаниями, по которым регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, являются:

- непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов (пп. «а» п. 1 ст. 23);

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (пп. «б» п. 1 ст. 23);

- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (пп. «г» п. 1 ст. 23);

- подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. «д» п. 1 ст. 23).

Таким образом, в перечне нет такого основания, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. По нашему мнению, неверным в действиях регистрирующего органа является отождествление основания «непредставление необходимых документов» с представлением недостоверных сведений.

Незаконность отказов в регистрации по данному основанию подтверждает и арбитражная практика. Так, Арбитражный суд Воронежской области в решении от 14 августа 2006 г. (судья Л.В. Попова) по делу N А14-7867/2006-270/19 признал действия налогового органа в подобной ситуации неправомерными.

Данная проблема возникает вследствие того, что налоговые органы при выполнении функции по регистрации юридического лица проводят правовую экспертизу представляемых им при создании общества документов, которая в настоящий момент не предусмотрена законодательством.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ было внесено множество поправок в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности ст. 9 изменена в части полномочий регистрирующего органа проводить проверку документов, представленных на государственную регистрацию юридического лица. Так, в соответствии с п. 4.1 ст. 9 федерального закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением предусмотренных законом случаев.

Ранее действовавшая редакция ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации...» определяла, что регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме установленных ФЗ N 129-ФЗ (п. 4 ст. 9), но это не мешало ему требовать документы, предъявление которых предусмотрено другими федеральными законами. Между тем данная норма не содержала положений, которые бы регламентировали полномочия органов ФНС РФ по проверке документов, представленных на государственную регистрацию, на предмет соответствия их законодательству РФ. Кроме того, закон «О государственной регистрации» устанавливал, что достоверность сведений в документах, представляемых на государственную регистрацию, подтверждается только лицом, их подающим.

На основе анализа федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ и от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ), следует вывод, что законодатель не предоставил право регистрирующему органу проверять содержащиеся в представленных документах сведения относительно действительного места нахождения юридического лица.

Указание жилого помещения в качестве
место нахождения ЮЛ

Еще одной проблемой при выборе места нахождения создаваемого юридического лица может стать использование жилого помещения. Так, учредитель рискует получить отказ в регистрации на том основании, что:

- жилое помещение предназначено для проживания граждан; не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилые, то есть на основании ст. 288 ГК РФ;

- юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ);

- допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение; не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (п. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ).

То есть налоговые органы в случае указания в качестве места нахождения организации жилого помещения отказывают в государственной регистрации на основании п. 1 ст. 17 ЖК РФ («Жилое помещение предназначено для проживания граждан»), п. 2 ст. 15 ЖК РФ («Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства»), п. 2 ст. 54 ГК РФ.

Регистрирующий орган может потребовать предоставления доказательства перевода помещения из жилого в нежилое. Или отказать в государственной регистрации из-за непредоставления доказательства того, что помещение является нежилым. Такие действия налоговых органов, по нашему мнению, также являются неправомерными. Требования законодателя к пакетам документов, представляемых на государственную регистрацию, не могут быть истолкованы расширительно.

Причина же такой позиции ФНС РФ кроется в использовании ею комментариев материального права «под собственным авторством», в которых достаточно вольно истолковываются некоторые положения действующего законодательства. Кроме того, такие комментарии, как было отмечено выше, не всегда являются открытыми и доступными.

Завершает такую «неудачную» попытку регистрации обычно отказ регистратора в возврате уплаченной государственной пошлины. Мотивом отказа является то, что налоговый орган считает принятие документов на регистрацию совершением действий по регистрации юридического, а в случае совершения таковых уплаченная госпошлина не возвращается.

Таким образом, в существующих условиях регистрации юридического лица сложились две модели поведения заявителей.

Первая – «так, как написано в законе» - это сложная и затратная модель поведения вышеуказанных лиц, требующая выдержки и времени, ведь доказывать что-либо работнику налогового органа (при нередко встречающемся непрофессионализме регистратора) как на словах, так и в административном порядке практически бесполезно. Исключение составляет, пожалуй, Управление Федеральной налоговой службы, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью районных подразделений (в задачи управления входит не сама регистрация организаций, а поиск ошибок в работе нижестоящих подразделений). Как следствие, в спорной ситуации приходится обращаться в Арбитражный суд, а в современных условиях динамичного бизнеса, в ситуациях, когда необходимо в кратчайшие сроки создать новый хозяйствующий субъект, это неприемлемо, в первую очередь с точки зрения временных затрат.

Вторая модель поведения – «так, как хочет ФНС». В таком случае возможно зарегистрировать ООО в положенные пять дней (хотя и не всегда с первого раза). Чтобы избежать отказа в государственной регистрации, в этом случае перед подачей заявления и пакета документов необходимо проконсультироваться с работниками налоговой службы на соответствие представляемых документов их требованиям. Главным условием такой консультации будет: все наставления и замечания представителей налоговых органов брать исключительно в письменном виде (хотя бы в виде визирования собственных экземпляров с указанием недостатков уполномоченным представителем налогового органа). Кроме закрытого перечня документов, определенного законом, будет необходимо представить дополнительные документы по списку, имеющие косвенное отношение к процессу регистрации общества.

Обращаем внимание, что в случае рассмотрения дела в суде арбитражный суд твердо стоит на стороне добросовестного заявителя, и это подтверждает судебная практика.

Таким образом, мы рассмотрели примеры требований органов ФНС РФ на местах, предъявляемые при государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при его создании. Многие из требований являются незаконными, что может являться основанием для дальнейшего оспаривания действий органов ФНС РФ в установленном законом порядке.